Народ и власть

                                                                                                                     Колков А.И.

Наверное, трудно найти проблему, которая была более злободневна, чем взаимодействие народа и власти. Несмотря на то, что власть то же народ, невидимые и видимые границы (кабинеты) их разделяют. И сколько бы ни провозглашали, что народ и власть едины они всегда противостоят друг другу. Не знаю, противостоял ли народ Моисею, который он водил по пустыне, или все шли безропотно и дружно. Скорее всего, были недовольные и ропщущие. А с другой стороны ведь так должно и быть, так как любое движение и развитие это всегда противоречия и их разрешение. Но если есть противоположности,  то должны быть организации, осуществляющие их взаимодействие, которое должно быть равнозначно, эффективно и действенно.

Что касается организации власти, то здесь все ясно. Власть это четкая структура: министерства, комитеты, службы безопасности и т.д. А как обстоит дело с организацией народа? Здесь все сложнее. Наиболее доступными и официальными организациями являются партии. Существуют и другие формы организации, например, садовые общества, но их организация выражена гораздо слабее. Партии (практически их большинство) либо стремятся к власти, либо находятся в оппозиции к ней. Вся «оригинальность момента» заключается в том, что как только партия включается в сферу власти,  она превращается в элемент этой власти и, по сути, перестает  представлять организацию народа и его интересов. Казалось бы, возникает безвыходная ситуация, с одной стороны партии должны стремиться к власти, чтобы осуществлять реализации своих программ и интересы сторонников, а с другой они переходят в стан власти и становятся выразителями ее интересов. Возможен ли выход из этого положения?  Возможен, если представить такую организацию, которая всегда будет вместе с народом, выражать его интересы, взаимодействовать с властью и эффективно решать возникающие проблемы. Конечно, у народа есть определенные формы организации: митинги, демонстрации и наконец, самые страшные и беспощадные «бунты», которые зачастую приводят к разрушениям и жертвам. Но, может ли существовать более рациональная и эффективная организация? Вероятно, в качестве такой организации может выступать партия.  Однако, только, что было показано, что любая партия, переходящая во власть полностью (партия власти) или частично (партия сателлит) становится  антагонистом народу. Однако это утверждение справедливо для партий, которые стремятся войти во власть. А, что если создать партию, например, народную, которая по своему принципу (уставу) не будет стремиться во власть, т.е. всегда будет находиться в оппозиции к власти. «Ну и что»: скажет критичный читатель:  «мы все до одного можем встать в оппозицию власти, но что это изменит». Может быть ничего, а может быть многое, все зависит от организации оппозиции. Ну, а конкретно? Начнем со средств массовой информации (СМИ). Народная партия как любая организация может иметь финансовые средства, которые может использовать для оплаты телеканала. Наверное, не трудно представить, что такой канал будет пользоваться большой популярностью и поддержкой  народа, если при этом партия будет объективно выражать интересы народа. Безусловно, это важное, но далеко не самое эффективное воздействие на власть. Ведь есть же классический веками проверенный принцип – « А Васька слушает, да ест». Как быть в таком случае? Возможно, следует ввести ряд контрольных показателей, разработанными представителями Власти совместно  с представителями Народной партии. Таких показателей   должно быть не много (например, семь). Они должны быть понятны, прозрачны, защищены от возможных искажений и отражать состояние народа и среды, в которой он проживает. В качестве первоначального наброска можно предложить: оценка состояния экологии, продолжительность жизни населения, рождаемость, смертность, потребление необходимых продуктов и вещей в натуральном выражении, оценка структуры общества, интеллектуальность народа. Конечно,  это только набросок, который требует детальной и глубокой проработки, как со стороны Власти, так и со стороны Народной партии.

 И, наконец, самое главное. Контроль очень важная функция управления, но за ним следуют принятия решений и действия по их реализации. Контролируемые показатели следует закрепить конституционным путем.  При запредельных значениях определенных контролируемых показателей, например, повышение смертности, от власти необходимы действенные меры по совершенствованию тех ветвей власти, от которых зависит данный показатель, в данном случае министерство здравоохранения и социального обслуживания.  При запредельных значениях большего количества показателей, например, повышение смертности и ухудшение экологической обстановки, требует более жестких мер Власти. И, наконец, при запредельном значении комплекса контролируемых показателей, необходимо всенародное обсуждение и возможная смена Власти.

Хочется еще раз повторить, что это только наброски. Главная мысль заключается в том, что во взаимодействии Народа и Власти должен использоваться принцип обратной связи, исследованный такими корифеями как А.А. Богданов и Норберт Винер, доказавшими его универсальность в любых системах управления.

Такая сложная система как государство требует многоцелевого управления. Это в первую очередь целостность и независимость государства, максимальная производительность труда, минимизация затрат и максимальная сохранность Природы, повышение жизненного уровня и продолжительности жизни народа, повышение его духовного и интеллектуального потенциала. Конечно это не все цели, но даже приведенные показывают их сложные и зачастую противоречивые зависимости. Так, например, повышение жизненного уровня народа требует использования все больших ресурсов, что приводит к экологическим проблемам, которые в свою очередь сказываются на продолжительности жизни народа. Как разрешить эти противоречия  и найти общий вектор развития?  Исследования различных целей и критериев их оценки показывают, что их реализация приводит к крайнему (экстремальному) состоянию системы. И только гармония является тем критерием и механизмом, которая позволяет системе уходить от крайностей, экстремизма и как следствие  создавать стабильное развитие при стремлении системы к Единству и росту разнообразия (свободы).

Взаимодействие Народа и Власти должно иметь четкую перспективу и прозрачность ее реализации.  Системно – гармонический подход может быть основой такого взаимодействия. 

Однако для выхода на такой уровень развития необходимо преодолеть многие язвы современного состояния нашего  общества и государства.  На первое место следует поставить низкую активность нашего народа.  В беседах со многими людьми и, особенно с молодежью на эту тему, сталкиваешься с постоянным мнением, о том, что «достучаться» до Власти невозможно и тем более как-то на нее воздействовать и менять сложившуюся ситуацию: будь-то замусоренность природы, беспредел чиновников, низкое качество товаров и т.д. и т.п. Для того чтобы повысить активность людей нужно дать ей выход. Если не возможно «достучаться» до Власти нужно дать возможность людям обращаться к оппозиции, т.е. Народной партии. При этом Народная партия не должна быть просто почтовым ящиком, а органом оценки, отбора,  трансформации мнений людей во Власть и их реализации.

Следующей злободневной язвой нашего времени является коррупция (подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц). Проблеме коррупции уделяется столько внимания, что его хватило бы на создание нанотехнологии. Однако результаты борьбы  с коррупцией пока очень скромные.  Причина коррупции  связана с нашей современной идеологией. Вообще это слово сейчас почти не применяется. Считается, что идеология была в нашей прошлой жизни, она была коммунистическим инструментом, от которого многие пострадали. Поэтому  сейчас идеологии нет. Конечно же, это не так – она есть, но другая.  Если в Советское время доминантой идеологии  было общество и общественные отношения, то в наше время индивидуальность и индивидуальный подход к решению большинства проблем.  

Приоритет частной собственности, обогащение любым способом, возьми от жизни все, что можешь, если ты умный, то почему такой бедный эти императивы встречаются на каждом шагу, а в телевидении в любой передаче.  В Древней Греции было мудрое изречение: « Свобода каждого для свободы всех». Когда это говоришь студентам, они недоумевают – сейчас каждый живет для себя. Конечно, отношение к человеку как безответному винтику в серой людской массе – это не лучшие условия в его жизни и права человека святы. Но нельзя забывать, что человек «социальное животное» и преимущества синергии неоспоримы.  Так что гармоническое соотношение частного и общего  является важнейшим  условием эффективной организации в жизни каждого человека  и общества.  Кстати сами коррупционеры неплохо используют коллективные отношения. Проповедуя индивидуализм, они организуют круговую поруку, взаимовыручку и другие принципы коллективного поведения. Но главное конечно у коррупции урвать кусок пожирнее там, где это возможно.  Не  будем рассматривать способы и приемы коррупционных деятелей их много и для их рассмотрения есть специалисты. Обратим внимание на другие причины, способствующие коррупции и мешают борьбе с ней. Рассмотрим причину, которую следует рассматривать как несовершенство структуры и системы управления правоохранительными органами. Начнем с примера, взятого из передачи телевидения. Оперативная группа зафиксировала передачу взятки, переданную чиновнику. Чиновник был задержан и доставлен в следственный орган. Однако через нескольких часов он был отпущен без возбуждения уголовного дела. Внятного объяснения этому никто не дал. Безусловно, что бороться  с коррупцией, когда одни ловят, а другие отпускают, очень сложно и не эффективно. Но, как этому можно противостоять. Один из способов сделать процесс функционирования правоохранительных органов четким и прозрачным. Современные технические средства позволяют это делать.  Применение подобного способа в ГИБДД кажется, уже дают положительные результаты, хотя почивать на лаврах еще рано. Конечно же, решить проблему коррупции, каким – либо одним способом не возможно, для этого необходим комплексный подход.

В разговорах с работниками УВД они единодушно утверждают, что совершенствование правоохранной системы зависит не столько от реформы отдельного органа (например, от преобразования милиции в полицию), а от взаимодействия всех составляющих системы. Особые нарекания вызывают действия судейских органов. Совершенствование судейских и многих других компонентов правопорядка дело специалистов и Власти. Но, есть такие принципы как справедливость, порядочность, благородство, которые действуют по общечеловеческим законам и должны служить всему народу.

Рассмотрим, что еще важно во взаимодействии Народа и Власти. Посмеем утверждать, что это интеллектуальность. Сначала заметим, что интеллектуальность это не человек в шляпе и очках, а способность к созиданию.  В настоящее время много дебатируют о нашем образовании.  И очень страшно и странно слышать от работников образования, что какая - то неведомая сила разрушает образование и что самое ужасное направляет наших учеников и студентов в бездумность, бездарность, лень и безучастность ко всему окружающему. Может быть, это слишком хлестко сказано, но когда встречаешься с продуктом школьного образования в стенах ВУЗа и видишь их безучастные лица и уровень грамотности, то все эти эпитеты не кажутся запредельными.

 Очень актуальна проблема платности образования, Возможно платное образование должно иметь место, но оно должно быть четко дифференцированно, на частное – платное и государственное – бесплатное. Нужно прекратить всевозможные поборы в государственных образовательных учреждениях. При этом государство должно оказывать поддержку при создании и в работе частных образовательных организаций, что даст возможность регулировать соотношение учащихся в разных формах образования, экономить средства и улучшать условия в государственных образовательных организациях.

Вероятно, следует вспомнить о профессиональном образовании в школе. Юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет это уже вполне взрослые люди, которые могут не только освоить многие профессии, но и создавать материальные и интеллектуальные ценности. Это особенно актуально в средних и высших специальных учебных заведениях. Многие студенты вынуждены подрабатывать. Но обычно это работа низкоквалифицированная и не соответствующая выбранной специальности. ВУЗы и колледжи в настоящее время имеют возможность создавать малые предприятия и организации, но пока  она используется слабо. Для инициации этого процесса важную роль может сыграть взаимодействие ВУЗов, студентов и Власти.  И совсем необязательно чтобы Власть ждала инициативы снизу, разве у нее мало проблем, которые необходимо решать и где может быть использован студенческий потенциал. Чего стоит, например, проблема чистоты нашей Природы и использование отходов, начиная с бытовых и кончая производственными.

Интеллектуальность как база развития и созидания многогранна и связана со многими сторонами жизнедеятельности. Это моральность, толерантность, благотворительность и т.д. В формировании этих качеств человека большую роль играет искусство и средства массовой информации и особенно телевидение и интернет. К сожалению, влияние этих средств весьма незавидно. По этому поводу много сказано, существует почти единодушное мнение, но, к сожалению, ничего не меняется. Можно и нужно ли влиять на эти средства, ведь роль их очень велика?  Безусловно, да, но как? И здесь, вероятно, опять следует обратиться к началу – созданию и деятельности Народной партии. Именно при активном участии этой независимой партии (если она будет таковой) возможно влиять на эти мощные средства воздействия на человека.

Попытаемся сделать обобщение изложенному. В статье рассматривается актуальная  проблема: взаимодействие Народа и Власти.

Государство это сложная социально – экономическая система, которая должна непрерывно развиваться. Когда нам выдвигают лозунг: «Только вперед» возникает вопрос  « Куда?». Если двигаться вперед по прямой линии, то можно зайти в тупик, что уже и было с нами при лозунге: « Вперед  к победе коммунизма». Развитие же должно идти по спирали, а скорее всего по конусу в соответствии с принципом системно – гармонического развития. Для развития необходимо как минимум два компонента (дихотомия) находящиеся в соотношении и определенном противоречии друг с другом. В государстве в качестве такого противоречия выступает Народ и Власть. Для их эффективного взаимодействия нужно чтобы обе стороны обладали достаточно высоким уровнем организации адекватными друг другу. Если Власть обладает достаточно высоким уровнем организации по определению, то организация народа зачастую носит спонтанный и низкий уровень организации. В работе предлагается создание Народной партии, представляющую собой постоянно действующую и хорошо организованную оппозицию Власти. При этом под оппозицией понимается не противоречие по любым вопросам и вставление палок в колеса, а конструктивное взаимодействие  и разрешение противоречий. Для наглядности можно привести пример, в котором автомобиль с пассажирами и дорога представляют собой государство. При этом состояние дороги и есть оппозиция. Если дорога слишком гладкая – гололед, автомобиль не имеет сцепления с дорогой и езда очень опасна. Если дорога в рытвинах и камнях, то движение затруднено и страдает автомобиль и пассажиры. Выбрать наиболее рациональную дорогу – основная задача оппозиции и Власти.

Народ и партия (Власть) – едины, это пожелание – обманка не может быть реализовано в принципе (диалектика), но могут двигаться – развиваться в одном направлении, направлении гармонического развития.



Сайт управляется системой uCoz