Министерство культуры Российской федерации
Кемеровский государственный институт искусств и культуры
Кафедра технологии автоматизированной обработки информации
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебная программа
Кемерово 1998
Кемеровский государственный институт искусств и культуры
Кафедра технологии автоматизированной обработки информации
Колков А.И.,к.т.н.,доц.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебная программа
Утверждена
На заседании кафедры
“_____" _______________ 1998 г.
------------------------------------
Протокол №
Кемерово 1998
Оглавление
Пояснительная записка
Тематический план
Программа
Перечень ключевых слов и понятий.
Список рекомендуемой литературы
Пояснительная записка
Курс “Информационная экология” входит в состав специальных профессиональных дисциплин подготовки студентов КГИИК, Включение данного спецкурса в учебный план обусловлено необходимостью подготовки специлистов, владеющих знаниями и навыками информационной экологии.
Роль информации в жизни и развитии природы, человека, общества и цивилизации огромна. Во многих научных изданиях рассматривается проблема создания информационно – интеллектуального общества, которое придет на смену индустриальному. При этом прогнозируется, что его влияние на развитие “человек – общество – природа” будет гораздо сильнее всех предыдущих эта-пов. Однако в настоящее время, при рассмотрении огромного разнообразия вза-имодействия информационных процессов с человеком и социально – культурной сферой экологическая проблема влияния информационных процессов на их состояние практически не затрагивается. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на фоне энерго – вещественных взаимодействий, информационные считаются не значительными, либо не имеющими негативных последствий И во-вторых, считается, что от информационного воздействия легко защититься (при необходимости выключить телевизор, уйти из кинозала, с концерта и т.д.) Но достижения информационных технологий показывают, что воздействия информационных процессов могут быть не только соизмеримы с энерго – вещественными, но и превосходить их. Так, например, “знаменитые” телесеансы А. Кашпировского, по эффекту воздействия на людей, трудно сопоставить с каким-либо вещественным и даже энергетическим влиянием. То что подобные воздействия нуждаются в экологической защите, сейчас едва ли у кого вызывает сомнения.
По поводу же легкости защиты от информационного воздействия, также есть серьезные возражения, т.к. зачастую мы просто не в состоянии оценить степень влияния (в том числе и негативного) на состояние нашего организма (и особенно его психики). Так как человек обычно живет в общественном окру-жении (семья, улица, общественные места и т.п.) то защититься от воздействия информации очень не просто, а зачастую не возможно. Поэтому проблема ин-формационной экологии не только актуальна, но и становится (в связи с разви-тием информационных технологий и продвижением к информационному обще-ству) все более злободневной.
Цель спецкурса дать студентам основы информационной экологии и практические методы регулирования взаимодействий информационных процессов с человеком и обществом в сложных явлениях социально – культурной жизнедеятельности.
Программа спецкурса состоит из семи разделов. В первом разделе “Роль информации в развитии Мира” показывается фундаментальное значение информации и информационных процессов для жизнедеятельности и развития Мира как Единого Целого.
Во втором разделе “Информация и Природа” рассматривается влияние информации на состояние Природы. При этом особое внимание уделяется жи-вым системам, рассматривается общность и различие между естественной и ис-кусственной (созданной человеком) информацией, вводится понятие гармонии и гармонического развития.
В третьем разделе “Влияние информации на психофизиологическое состояние человека” приводятся многочисленные сведения из области биологии, физиологии, медицины, показывающие влияние информационных процессов различной природы на организм человека. Даются предельные значения информационных воздействий на человека и возможности использования их в его жизнедеятельности.
В четвертом разделе “Информация в жизни общества” рассматривается огромное влияние информационных процессов на состояние и развитие общества, показывается роль организованной и целенаправленной информации, приводятся рекомендации по защите общества от негативной информации.
В пятом разделе “Системно – гармонический универсум – теоретическая база информационной экологии” приводится обоснование теоретической основы информационной экологии. В качестве теоретического инструмента информационной экологии рассматривается системно – гармонический универсум, использующий понятие энтропийно – гармонической нормы организации систем (ЭГНОС).
В шестом разделе “Построение информационно – экологических моделей и их связь с реальностью” приводится методика построения информационно – экологических моделей с использованием методологии системно – гармонического универсума и средств системно – математического моделирования.
В седьмом разделе “Информационная экология и ее влияние на дальнейшее развитие человека, природы и общества” завершается рассмотрение проблемы информационной экологии и ее связь с процессами развития реальности.
Спецкурс рассчитан на 36 лекционных часов и завершается зачетом.
Тематический план спецкурса
№* |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
1 |
Роль информации в развитии Мира |
4 |
1 Понятие информации как системообразующего фактора |
2 |
|
2 Роль информации в развитии Мира |
2 |
|
2 |
Информация и Природа |
4 |
1 Роль информации в эволюции Природы |
2 |
|
2 Информация как фактор гармонического развития |
2 |
|
3 |
Влияние информации на психофизиологическое состояние человека |
8 |
1 Сенсорная система человека и ее информационные проявления |
2 |
|
2 Цвет, звук, вкус, осязание и обоняние как информационные носители качественного разнообразия взаимодействия человека и окружающего его Мира |
2 |
|
3 Природа и информационное отображение в сенсорной системе человека |
2 |
|
4 Мир Искусства и его влияние на психофизиологическое состояние человека |
2 |
|
4 |
Информация в жизни Общества |
4 |
1 Информация как социально – коммутирующий фактор общественной жизни |
2 |
|
2 Информация и ее влияние на целеустремленность общественного развития |
2 |
|
5 |
Системно-гармонический универсум – теоретическая база информационной экологии |
4 |
1 Гармоническое мировоззрение как основа информационной экологии |
2 |
|
2 Принципы системно - гармонического универсума и их связь с системой информационной экологии |
2 |
|
6 |
Построение информационно - экологических моделей и их связь с реальностью |
4 |
1 Принципы и методы моделирования информационно - экологических систем |
2 |
|
2 Моделирование информационно- экологических процессов в конкретных сферах человеческой деятельности (телевидение, печать, музыка и т.д.) |
2 |
|
7 |
Информационная экология и ее влияние на дальнейшее развитие человека, природы, общества, цивилизации |
4 |
1 Общие закономерности развития и их связь с информационными процессами. Влияние ускоренного развития информационных технологий и систем на состояние современной цивилизации |
2 |
|
2 Влияние информационной экологии на дальнейшее развитие человека, природы общества |
2 |
|
Всего |
36 |
Программа спецкурса
Раздел1. Роль информации в развитии Мира
Тема 1.1 Понятие информации как системообразующего фактора. Природа информации. Связь информации с энергией и веществом. Информация, струк-тура, функция. Системы и информация, синергетические процессы.
Тема 1.2 Роль информации в развитии Мира. Понятие информационного проце-сса, информационные технологии. Мир – как целостная система и информаци-онные процессы, создающие и поддерживающие целостность Мира.
Раздел 2. Информация и Природа.
Тема 2.1 Роль информации в эволюции Природы. Эволюция и информация, генетические механизмы эволюции. Случайность и детерминизм в эволюции. Природа как самоорганизующаяся система. Гармония и гармоническое разви-тие Природы.
Тема 2.2 Информация как фактор гармонического развития. Естественная и искусственная информация. Влияние искусственной информации на состояние и развитие Природы. Гармония искусственного и естественного, экологические проблемы и возможности их решения.
Раздел 3. Влияние информации на психофизиолгическое состояние человека.
Тема 3.1 Сенсорная система человека и ее информационные качества. Информа-ционные взаимодействия человека с окружающим его Миром. Сенсорная систе-ма как универсальный инструмент информационного взаимодействия. Краткие физиологические сведения о устройстве и информационных возможностях сен-сорных систем. Информационно – фрактальные взаимодействия. Искусственное развитие сенсорных систем.
Тема 3.2 Цвет, звук, вкус, осязание и обоняние как информационные носители качественного разнообразия взаимодействия человека и окружающего его Ми-ра. Воздействие основных качественных различий (цвет,звук) на психофизио-логическое состояние человека. Восприятие информации как основа развития и творчества. Информационно – сенсорные нагрузки основных информационных воздействий (цвет, звук) на человека, информационные перегрузки и ограни-чения. Внутреннее и внешнее информационное пространство их соотношение и гармонизация. Экологические проблемы восприятия и обработки информаци (на
примере цвета и звука).Тема 3.3 Естественный Мир и его информационное отображение в сенсорной системе человека. Комплексно – системный характер информационного взаи-модействия Природы и человека. Гармоническое развитие и экологические проблемы информационного соотношения “Человек Природа”.
Тема 3.4 Мир искусства и его влияние на психофизиологическое состояние человека. Эволюция искусства и ее влияние на развитие человека. Специфика искусства (телевидение, печать, музыка и т.д.) и его воздействие на психофизи-ологмческое состояние и развитие человека. Критические воздействия и необ-ходимость ограничения человека от их влияния. (на примере телевидения, печа-ти, музыки).
Раздел 4 Информация в жизни общества.
Тема 4.1 Информация как социально – коммутирующий фактор обшественной жизни Развитие информационных процессов и технологий и влияние их на раз-витие общества. Современное состояние информационных систем и суперси-стем (интернет и т.п.) и их роль в общественной жизнедеятельности.
Тема 4.2 Информационные процессы и их влияние на целеустремленность общественного развития. Цель и смысл общественного развития с информаци-онных позиций. Возможности манипулирования целенаправленностью обшест-венного развития на базе современных информационных технологий. Проблемы экологического и гармонического развития информационно – социальных сис-тем.
Раздел 5 Системно – гармонический универсум – теоретическая база инфор-мационной экологии.
Тема 5.1 Гармоническое мировоззрение как основа информационной экологии. Гармония и гармоническое развитие в системе мировоззрения человека и обще-ства. Взаимосвязь и взаимообусловленность проблемы гармонического и эколо-гического развития человека, природы, цивилизации.
Тема 5.2 Принципы системно – гармонического универсума и их связь с систе-мой информационной экологии. Моделирование гармонического развития систем. Соотнощение хаоса и порядка как основа отображения проблемы гар-монического и экологического развития. Энтропийно – гармоническая органи-зации систем (ЭГНОС) и ее использование в регулировании информационно – экологических систем.
Раздел 6 Построение информационно – экологических моделей и их связь с реальностью.
Тема 6.1 Принципы и методы моделирования информационно – экологических систем. Интеграция знаний для решения проблем информационной экологии. Системно – гармонический подход как основа моделирования информационно –экологических проблем и ситуаций. Компьютеризация мощный инструмент моделирования и решения информационно – экологических задач. Компьютери-зация как информационно – экологическая проблема.
Тема 6.2 Моделирование информационно – экологических процессов в конкре-тных сферах человеческой деятельности (телевидение, печать, музыка и т.д.).
Выбор и обоснование конкретной информационно – экологической проблемы, связь поставленной проблемы с глобальной проблемой экологии и гармоничес-кого развития реальности. Построение модели специфической информационной деятельности (телевидение, печать, музыка и т.д.) и ее взаимодействие с основ-ными компононентами реальности (человек, природа, общество и др.). Анализ построенных моделей и разработка информационно – экологических рекомен-даций.
Раздел 7 Информационная экология и ее влияние на дальнейшее развитие человека, природы и общества.
Тема 7.1 Общие закономерности развития и их связь с информационными про-цессами. Влияние ускоренного развития информационных технологий и систем на состояние нашей цивилизации. Современые концепции развития цивилиза-ций и создание информационно – интеллектуального общества.
Тема 7.2 Влияние информационной экологии на дальнейшее развитие человека, природы и общества. Прогнозирование развития и его связь с информационно – экологическими процессами. Проблема совершенствования методов информа-ционно экологического познания, моделирования и регулирования. Перспекти-вы создания систем информационно – экологического регулирования (ИЭР).
Перечень ключевых слов и понятий
Список рекомендуемой литературы