Гармоническое развитие систем

Учебная программа

по специальности 07.19.00 "Информационные системы",
специализации "Технология автоматизированной обработки информации".

 

Проблема гармонии и гармонического развития становится все актуальнее. В связи с этим разработана программа и курс лекций по гармоническому развитию систем. Курс предназначен для широкого круга учебных заведений.

Колков А. И.

Кемерово

2003

 

 

Содержание

Введение 5

Тематический план 6

Содержание курса 7

Список литературы 9

Перечень ключевых слов 10

 

 

Введение

Наши знания постоянно расширяются. Углубление знаний происходит в основном за счет специализации наук, которые их добывают. Однако, дифференциация знаний приводит к расчленению мира и в связи с этим познание его усложняется и искажается. Для преодоления эффекта раздробленности знаний, в настоящее время все шире используется системный подход, который, используя полученные знания, интегрирует их в целостную систему. Системному подходу уделяется много внимания, но при этом в стороне обычно остается проблема целеполагания.

Принцип гармонии и гармонического развития обогащает системный подход идеей целесообразности и направленной эволюции.

Подготовка специалистов по специальности "Информационные системы" основана на передовых достижениях современной науки и техники. Системный подход при этом занимает ведущее место. Курс "Гармоническое развитие систем" является дальнейшим развитием системного подхода. Курс включает теоретическое обоснование гармонии и гармонического развития и многочисленные примеры из разнообразных сфер: искусства, экономики, экологии, физиологии, психологии и др.

Курс "Гармоническое развитие систем" изучается в объеме 36 часов, из которых 24 часа лекционных и 12 часов семинарских занятий. Значительное место в изучении курса должна занимать самостоятельная работа с литературой. Контроль знаний студентов по курсу "Гармоническое развитие систем" обеспечивается зачетом, организованном в форме студенческой конференции.

Тематический план курса "Гармоническое развитие систем".

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Семин.

1

2

3

4

Раздел I. Теоретические основы гармонии и гармонического развития.

    1. Философские основы гармонического мировоззрения.
    2. Мера гармонии.
    3. Моделирование гармонического развития
    4. Глобалистика и гармоническое развитие.

 

 

2

4

4

2

 

 

 

2

2

2

2

 

 

 

 

2

2

Итого по разделу

12

8

4

Раздел II. Структура гармонической системы

2.1 Моделирование структуры (графы, фракталы).

2.2 Структура гармонической системы.

2.3 Гармонизация развития иерархической структуры.

2.4 Гармония и самоорганизация

 

2

4

4

2

 

2

2

2

2

 

 

2

2

Итого по разделу

12

8

4

Раздел III.Гармонический подход к созданию и развитию систем.

3.1 Энергоинформационный комплекс (ЭНИНК) в системе гармонического развития

3.2 Ритмодинамические аспекты гармонического развития

3.3 Гармонические процессы в создании и развитии биологических, экономических, культурологических и др. систем.

3.4 Глобально - гармонический подход к решению планетарных проблем.

 

 

 

2

4

 

4

2

 

 

 

2

2

 

2

2

 

 

 

 

 

2

 

2

Итого по разделу

12

8

4

Всего

36

24

12

 

 

 

Содержание курса "Гармоническое развитие систем"

Раздел I. Теоретические основы гармонии и гармонического развития.

Тема 1.1 Философские основы гармонического мировоззрения.

Рассматривается представление о гармонии и гармоническом развитии, начиная с мыслителей античного мира до представителей классической философии, математики, физики. Дается определение гармонии, данное Г. Гегелем. Предлагается базовая модель гармонии, как соотношение хаоса и порядка. В качестве меры соотношения хаоса и порядка используется энтропия.

Тема 1.2 Мера гармонии.

Вводится понятие организации. Используя понятие энтропии и ее оценку, показывается связь уровня организации и ее энтропийной меры. Построена модель гармонического соотношения хаоса и порядка. Приведено графическое отображение этого соотношения. Показано, что относительная энтропия в гармонической системе стремится к "Золотому сечению". Приведены примеры гармонического соотношения хаоса и порядка в русском языке и распределении масс планет Солнечной системы.

Тема 1.3 Моделирование гармонического развития.

Рассматривается понятие "развитие" и его связь с принципами гармонии. Формирование понятия "гармоническое развитие". Введение понятий: элемент, алфавит, иерархия и их связь с процессом развития. Построение модели развития и выделение в ней траектории гармонического развития. Формирование принципа гармонического развития - стремление к единству и рост разнообразия системы Рассмотрение примеров, демонстрирующих построенную модель.

Тема 1.4 Глобалистика и гармоническое развитие.

Дается определение понятия глобалистики и его структура. Рассматривается взаимодействие человека и природы, как одна из важнейших проблем глобалистики и возможность ее гармонизации. Рассмотрение труда. Труд как основа жизнедеятельности и взаимодействия человека и природы.

Раздел II. Структура гармонической системы.

Тема 2.1 Моделирование структуры (графы, фракталы).

В качестве основного инструмента моделирования и анализа структур используется теория графов и теория отношений. Приводятся примеры построения двух типов структур на основе сетевых графов. Рассматриваются фракталы как одно из направлений моделирования структур. Приводится структура "Золотого сечения".

Тема 2.2 Структура гармонической системы.

Определяется понятие структуры на энтропийной основе. Приводится пример расчета энтропийной структуры фрагмента стихотворения. Дается методика вычисления энтропии для аналоговых показателей. Рассматриваются примеры расчета энтропийных характеристик структур различных сфер: биотическая система, биологическая, музыкальные произведения различных композиторов, стихи различных поэтов, технические устройства, изобразительные фрагменты ландшафтов.

Тема 2.3 Гармонизация иерархических структур (на примере сердечной деятельности).

В качестве иерархической структуры взята сердечно - сосудистая система человека. Сердечный ритм является основным показателем характеризующим сердечную деятельность. Вводятся коэффициенты, характеризующие сердечную деятельность:

1 КОР - коэффициент организации ритмов;

2 КВР - коэффициент выраженности регуляции.

Показана связь КВР и КОР. Для характеристики связи КОР и КВР введен показатель качества регулирования (КР). Приводится модель иерархической организации сердечного ритма.

Тема 2.4 Гармонизация и самоорганизация.

Анализируется связь понятий гармонии и самоорганизации. Показывается ведущая роль информации в изучении процессов гармонического развития и самоорганизации. Вводится понятие избыточности и ее связь с процессами самоорганизации. Приводится исследование Периодической системы Менделеева с позиции гармонического анализа. Рассматривается механизм самоорганизации на основе синергетической теории разработанной И. Пригожиным и его школой. Моделируется связь закона нормального распределения Гаусса с числом Фейгенбаума и Золотым сечением относительной энтропии системы. Вводится характеристика организованности, ведущая к гармоническому развитию.

РазделIII. Гармонический подход к созданию и развитию систем.

Тема 3.1. Энергоинформационный комплекс (ЭНИНК) в системе гармонического развития.

Раскрытие понятия энергии и информации. Рассмотрение проблемы энергоинформационного взаимодействия.и введение понятия энергоинформационного комплекса.(ЭНИНК).Моделирование взаимодействия энергии и информации на основе понятия полной энергии, отображаемой формулой Гельмгольца. Примеры взаимодействия энергии и информации. Рассматривается гармоническая структура движения колеса.

Тема 3.2 Ритмодинамические аспекты гармонического развития.

Вводится понятие ритмодинамического процесса и синусоидального колебания. Разложение сложного колебания на гармоники. Образование стоячих волн. Дается представление о частоте и фазе и частотнофазовом регулировании. Интерференция волн и структурообразование. Представление симметрии соответствующих масштабов в спектре колебательной системы в процессе саморегуляции. Рассматриваются примеры организации ритмических процессов планет Солнечной системы и онтогенеза человека.

Тема 3.3 Гармонические процессы в создании и развитии биологических, экономических, культурологических и др. систем.

Приводится методика анализа и построения гармонических систем, включающая:

Рассматриваются примеры, демонстрирующие использование методики.

Тема 3.4 Глобально - гармонический подход к решению планетарных проблем.

Рассматривается пример анализа административно географического устройства нашей планеты. Анализируется экологическая обстановка в нашей стране на основе использования энтропийно - гармонической методики. Приводится пример анализа ведущих финансовых систем (доллара и евро).

  

Список литературы.

  1. Акинщикова Г. И. Соматическая и физиологическая организация человека. — Л., ЛГУ, 1997.
  2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М., Наука, 1980.
  3. Безмоздин Л. Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. — Ташкент, 1975.
  4. Бороздин Э. К., Мартынова А. Ю. О свойствах живого. // "Сознание и физическая реальность", 1997г., №4.
  5. Гальперин И. Р. Текст, как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
  6. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М., 1993.
  8. Данин Д. Вероятностный мир. — М., 1981.
  9. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. — М., 1978.
  10. Каменская В. Г. Время и формирование измененных состояний сознания. // "Сознание и физическая реальность", 1997г., №4.
  11. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. — М., 1982.
  12. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М., 1959.
  13. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. — Л., 1980.
  14. Колков А. И. Гармония как критерий всеобщего развития. — Сб. Матерь Агни Йоги — Новосибирск, 1989.
  15. Колков А. И. Гармония и творчество. // "Вопросы психологии", 1989 г., №1, стр. 83-90.
  16. Колков А .И. Гармоническое мировоззрение и развитие человека и общества. — Кемерово, 1990.
  17. .Колков А И. Лишь в нашей призрачной свободе...— //".Химия и жизнь", 1990 г,№ 9, стр.51-53.
  18. Конюхов Л.Г., Орлова В.В., Швер Ц.А. Климатические характеристики СССР по месяцам. — Л.,1971
  19. .Кругликов Р. И. Избыточность как принцип програмируемой деятельности головного мозга. // "Вопросы философии", 1984, №9, стр.85-89.
  20. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.35.
  21. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.36.
  22. .Леонова А. В. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.,1984.
  23. Ломов Б. Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии.//."Вопросы философии", 1976, №4.
  24. Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.,1982
  25. Маркс К., Энгепьс Ф. Соч. Т. 16
  26. Маркс К., Энгельс Ф Соч. Т. 23.
  27. Марутаев М. А. Гармония мироздания //."Сознание и физическая реальность". 1997, №4.
  28. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985.
  29. Мещеряков В. Т. Гармония и гармоническое развитие. — Л., 1976.
  30. Мороз О. Прекрасна ли истина? — М., 1989.
  31. .Никифорова О. И.Исследование по психологии художественного творчества.—М., 1972.
  32. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. — М., 1990.
  33. Пайтген Х .О., Рихтер П. Х. Красота фракталов — М., 1993.
  34. Покоржевский А .Д. Геохимическая экология наземных животных. — М., 1985.
  35. Проблемы развития целостности личности. — Л., 1984.
  36. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация — М., 1984.
  37. Русалова М. Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. — М., 1979.
  38. Салоп М. Измерить все— все— все? //."Химия и жизнь", 1990,№ 9, стр..53-54.
  39. Седов Е. А. Эволюция и информация. — М., 1979.
  40. Селье Г. Стресс без дистрессов. – М., Прогресс, 1982
  41. Сорокин А. П., Стельников Г. В., Вадин А. Н. Адаптация и управление свойствами организма .– М., Медицина, 1977.
  42. .Сороко Э. М. Структурная гармония систем. — Минск, 1984.
  43. Стахов А. П. Коды золотой пропорции. — М., 1984.
  44. Таршилова Е. М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? —М.,1988
  45. Шафрановский И. И.Симметрия в природе. — Л., 1985
  46. Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П Золотое сечение. – М., 1990
  47. Шредингер Э Что такое жизнь? – М., 1972
  48. Эйген М., Винклер Р Игра жизни. – М.,1979
  49. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. — М., 1959.
  50. Яглом А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация. — М., 1973.

 

 

 

 

Перечень ключевых слов.

Алфавит

Глобалистика

Гармоническое развитие систем

Гармония

Золотое сечение

Иерархия

Избыточность

Моделирование

Ритмодинамика

Самоорганизация

Система

Структура

Творчество

Организация

Фракталы

Хаос

Элемент

Энергоинформационный комплекс (ЭНИНК)

Энтропийно - гармоническая норма организации систем (ЭГНОС).

Энтропия

 



Сайт управляется системой uCoz